Историческое развитие мебели
Древнейшие из известных нам образцов мебели были найдены в Египте, в царских погребениях III века до нашей эры. Это обломки ларцов из черного дерева, инкрустированных слоновой костью, малахитом и бирюзой. Там же были найдены и первые в истории человечества табуреты, один из которых был даже складным. Табуреты эти были сделаны из дерева, а ножки в виде копыт животных вырезаны из целых слоновьих клыков. Древние египтяне являются также «авторами» кроватей и стульев.
Первая мебель, созданная человеком, была жесткой и очень функциональной. Только египетские фараоны могли себе позволить сидеть в кресле, украшенном золотыми накладками и сложной резьбой.
Великие, но неприхотливые в быту, греки придумали лари — своеобразные сундуки, служившие одновременно лежанками и скамьями. А вот во дворцах и загородных виллах знати в древнем Риме мебель была даже слишком роскошной, украшенной резьбой и инкрустациями, позолотой и цветной эмалью. В стремлении к роскоши римляне использовали и новые материалы для мебельного производства — бронзу и цветной мрамор, из которого делали скамьи и столы с мозаичными столешницами. А римские ремесленники для своих домов создавали удобную и недорогую мебель, сплетенную из ивовых прутьев.
Значительно позже стула, стола и кровати родился шкаф. Произошло это в средние века в готических замках феодальной Европы. Прообразом его служил ларь-сундук, который старался вытянуться вверх от обилия хранимых вещей и превратился в шкаф, сразу заняв одно из основных мест в мебельной иерархии. Шкаф стал подражать готическим замкам, украшался подобием башенок, колонн и даже деревянной скульптурой. Очень удобный для использования в различных целях, шкаф стал основателем целой мебельной «династии»: из него позже возник буфет со стеклянными дверцами, когда научились лить стекло большой площади, а потом появился и книжный шкаф. С развитием столярного ремесла и фантазии человека, создается гибрид стола и шкафа-бюро.
Мягкая мебель возникла в замках европейской знати в период классицизма. Во Франции, законодательнице мод в декоре интерьера, в это время строятся резиденции королей и не отстающие от них дворцы знати. Сначала мебель, предназначенную для сиденья, просто обтягивали тканью. Затем, когда владельцы замков все больше привыкали к роскоши и комфорту, а их одежда становилась легче, менее утепленной и многослойной, сидеть на жестких стульях и диванах оказалось не очень удобно. «Набивалась» мягкая мебель конским волосом, овечьей шерстью, лебяжьим пухом, позже стал применяться каучук, а в наше время поролон и синтепон.
Шло время, появлялись новые стили в архитектуре и дизайне интерьеров и каждый из них либо изменял уже существующие элементы мебели, либо создавал нечто совершенно новое. Барокко «принес» канапе и шезлонг, рококо с его любовью к зеркалам — трюмо и стол для туалета с трехстворчатым зеркалом — трельяж. Модерн «придумал» кресло без подлокотников и со спинкой в виде половинки раковины. Мебель видоизменялась, то упрощаясь, то усложняясь, в зависимости от тенденций моды. Появились стул без спинки — пуф и без спинки же, но с подушками, диван — софа. Секретеры, серванты, комоды и стеллажи — это уже варианты преображения шкафа.
Помимо архитектурных стилей, мебель очень «зависела» и от страны, где она создавалась. Во Франции — изящная и декоративная, в Германии — прочная с обильным скульптурным декором, демонстрирующая достаток хозяина, в Скандинавии — удобная и функциональная. А англичане даже создали собственный кабинетный стиль благодаря мастеру Т. Чиппендейлу, давшему имя этому стилю. Рациональность форм такой мебели из благородного дерева сочеталась с искусным и тонким декором. Подражание чиппендейловскому стилю в Соединенных Штатах получило название колониального стиля в мебели.
Совершенно отдельно и независимо от европейских влияний стоят интерьеры Востока. Много плетеных вещей из тростника, веревок или полосок кожи, мебель из темного, почти черного дерева. Все низкое, непривычное для европейского глаза: ширмы и пуфики, скамейки, вставляемые одна в другую, маленькие столики.
Россия тоже внесла свой вклад в формирование мебельных стилей. Особенность нашей страны — суровый климат, и жилые помещения, обогреваемые печью, были небольшими, а семьи, проживающие в них, могли состоять из нескольких поколений. Поэтому мебель была многофункциональной.
Изобретение русского интерьера — лавки — это широкие и длинные скамьи без спинок. Днем на ней сидели несколько человек, а ночью она служила кому-то постелью. Когда русский быт сравнялся по комфорту с европейским (а иногда и превосходил его), интерьеры в стиле русского классицизма тоже имели свои особенности: в первую очередь это материал — карельская береза с неповторимым декоративным рисунком древесины. Интерьеры домов дворян, даже интерьеры царской жилой резиденции — коттеджа в Петродворце — не были вычурными, в них отсутствовала излишняя роскошь. Светлое дерево и шелковая обивка мебели, высокие книжные шкафы и широкие письменные столы с матовыми абажурами настольных ламп в кабинетах, стеклянные дверцы буфетов («горок») в столовой с фарфоровой посудой императорских заводов — все очень благородно и функционально.
В конце XIX в. изменяется стилистика мебели. В 70— 80-е годы широкое распространение получает мебель П. Гамбса—владельца одной из старейших мебельных мастерских Петербурга, показанная им впервые на Выставке промышленных изделий Российской империи (1849). Мебельные изделия фирмы Гамбса по характеру близки формам рококо. Стулья, кресла и диваны обрамляли по контуру деревянным ободком сложного профиля. Мебель отличалась комфортабельностью. Спинки мягких стульев, кресел, диванов часто делали стегаными.
В отделке мебели большое распространение получили золоченая бронза, фарфор в виде врезанных медальонов, накладок, инкрустаций с цветочным орнаментом и пасторальными сценами, инкрустация различными породами дерева, костью, перламутром, цветными металлами. Введение в производство мебели химических масс, близких по цвету и рисунку черепаховым пластинкам, позволило создавать мебельные изделия под стиль Буля.
В 70—80-е годы широкое распространение также находит «кутаная» мебель, отделываемая оборками, драпировками, декоративными сетками сложного переплетения с кистями и бомбошками, широкой многоярусной бахромой, спускавшейся до самого пола, шнурами, кистями. Необходимым дополнением к обивке мягкой мебели являлась декоративно-обивочная тесьма сложного узорного переплетения, часто соединенная со жгутом различной толщины.
Гарнитуры кабинетов и столовых выполняли либо в стиле мебели эпохи Возрождения, либо барокко. Иногда стилизованную мебель дополняли подлинными фрагментами резьбы, обивали сохранившимися цветными и золотыми кожами XVI— XVII вв. испанской, итальянской и французской работы.
В конце XIX в. появляются также мебельные изделия в псевдорусском стиле, формы которых противоречили как функциональному назначению предмета, так и подлинным традициям старинной и народной мебели. Характерным примером такой мебели является кресло с дугой-спинкой и подлокотниками в виде топоров.
В последнее десятилетие века начинает все активнее проявляться стиль модерн, как в архитектуре, так и в решении интерьеров и мебели. В России это направление характеризуется рядом индивидуальных признаков. Отличительной чертой модерна, как известно, было противопоставление его эклектизму.
Для мебели модерн характерна обтекаемость контура предмета, нарочито асимметричные формы, новые материалы (бук, ясень, серый клен). В таких изделиях, как шкафы, буфеты, серванты, часто применяли открытые полки и ниши различной величины. Основные декоративные средства — резьба сглаженного рельефа с мотивами стилизованных трав, цветов с удлиненными изогнутыми стеблями и листьями, штампованный металл и мозаика из цветного стекла на латунном каркасе. В трактовке орнамента чувствовалось влияние восточных искусств (Японии, Китая). Обивочные ткани были модных серо-зеленых, сиренево-розовых и желто-зеленых полутонов. Широко применяли аппликации.
Наряду с модерном возникло и другое направление в развитии русской мебели — обращение к подлинным памятникам русского народного искусства. В этом направлении работали братья В. М. Васнецов (1848—1926) и А. М, Васнецов (1856—1933), В. Д. Поленов (1844— 1927), Е. Д. Поленова (1850—1898), М. Д. Якунчикова (1870—1902), Н. К. Рерих (1874—1947), М. А. Врубель (1856—1910), С. В. Малютин (1859—1937). Разнообразная мебель, созданная этими мастерами, отличалась монументальностью и оригинальностью замысла: столы с высокими резными подстольями, диваны, решенные в виде скамей, шкафы в форме поставцов, полочки, навесные шкафчики (рис. 80) в тонированном дереве матовой полировки с выявлением рисунка текстуры древесины. Украшали мебель резьбой, тканями с аппликацией и вышивкой по мотивам древнерусских сказок.
В двадцатом веке бурно развивается химия, а появление новых синтетических материалов и пластмассы произвело взрыв в мебельной индустрии. Минимализм 60-х годов создает пластмассовые тонконогие столы и стулья, пластиковые светильники-конусы. Производство мебели из штучного стало поточным, дерево сменили заменители. Дальнейшее развитие мебельной индустрии приводит к появлению гарнитуров — это практически уже обставленная комната. И как вершина поточного производства — ужас недавнего прошлого: одинаковые «стенки» и мягкая мебель с одинаковой обивкой в типовых квартирах. Сегодняшнее время все расставило по местам: большое разнообразие стилей, качества изготовления (от ручной работы до потока), используемых материалов, а, соответственно, и большой ценовой разброс — это современное состояние мебельного рынка. Теперь каждый руководствуется в выборе мебели собственным вкусом и советами дизайнера, ограничиваясь только чувством меры и платежеспособностью.
Изменился стиль жизни, и появились новые виды мебели. Мебель под аудио- и видеоаппаратуру, компьютерные столы, диваны-трансформеры, в которых есть все: от откидных столиков до массажеров и встроенных динамиков. Дизайнерские работы в области конструирования мебели поражают смелостью фантазии: пуф в виде шляпы с яблоком, стеклянный стол на водорослях-ножках. Создание мебели стало искусством.